Ильшат Хаметов: Как выстроить эффективную операционку, стать замом гендиректора федеральной компании и уйти CEO в родственный проект

Совсем скоро KazanExpress запустит новый проект в сфере электронной торговли — маркетплейс DayMarket (рабочее название, — прим. ред.). С апреля начинается формирование стартовой команды, привлечение партнеров, строительство склада и так далее, открытие запланировано на август. Учредители — узбекские предприниматели, кто именно — будет известно во время полномасштабного запуска.

Генеральным директором DayMarket стал Ильшат Хаметов, сегодня последний день работающий первым заместителем гендиректора KazanExpress Линара Хуснуллина. Мы поговорили с новым CEO о его пути в KE и узнали, как продвигается подготовка к открытию маркетплейса в Ташкенте.

Когда ты пришел в KazanExpress? Помнишь, как это было?

Конечно, помню. 2019 год. Я только что ушел из «Связного», в котором проработал 16 лет, — был одним из тех, кто практически строил компанию с нуля, и решил, что пора отдохнуть. Уехал с женой путешествовать по Европе. И тут мне звонит Наташа Куценко, HR-директор KazanExpress, и спрашивает, знаю ли я что-то про эту компанию. 

Тогда KazanExpress еще не был популярен. Компании было меньше двух лет, открыто 22 пункта выдачи заказов в 18 городах, то есть примерно по одному в городе. Выдавали в сумме около 1 000‒1 500 заказов в день, ассортимент небогатый. Целевая категория — студенты и мамы, которые заказывают всякие безделушки.

Я видел, что у компании хорошая перспектива — быстрая доставка и премиальный сервис сделали бы со временем свое дело. Но, если честно, поначалу меня не сильно зацепило.

Почему ты тогда решил принять предложение?

Стало интересно. Я пришел на первое собеседование в технопарк имени Попова в Иннополисе. У KazanExpress в здании был маленький офис, и в нем сидели все. Так как отдельных кабинетов не было, мы с Наташей побеседовали в кафе внизу, в Cava. Следующая встреча была здесь же — уже с Линаром. Воскресенье, 13:00, в Иннополисе никого. Прошло 10 минут, 30, два часа. Я очень насторожился, что его нет — это же официально назначенное собеседование, причем на довольно высокую должность. Линар спустился только после 15:00 и следующие три часа рассказывал буквально обо всем. Показался мне немного сумасшедшим — так много энергии, прет и прет. Я ощущал диссонанс: директор крупной федеральной компании — и такой энтузиаст, идейный, пышущий. Рассказывает, как самолет купит, наймет 5000 сотрудников, построит самый большой склад…

Я был удивлен — и заинтересовался еще больше.

Параллельно мне предложили очень хорошее место в Москве: огромная компания в финансовом секторе, зарплата в три раза выше, буржуазная должность, на которой полагается ходить в пиджаке и с галстуком. Но мне не хотелось уезжать. Я в «Связном» уже прилично поездил: жил и в Хабаровске, и в Сибири, и на Дальнем Востоке, и на Юге. Когда приехал в Казань и старшая дочь пошла в 6 класс, это была ее пятая школа!

В общем, все взвесил и согласился работать в KazanExpress.

С чего ты начал? Был план или разбирался по ходу?

Когда я пришел, KazanExpress находился на стадии стартапа. Куча энергии, все занимались всем. Наташа Куценко была одновременно и рекрутером, и кадровиком, и за зарплату отвечала. Артем Кудряшов, сейчас директор департамента строительства, был начальником склада, директором строительства, директором эксплуатации, директором транспортной логистики — а ему было всего двадцать с небольшим. На полставки был устроен один бухгалтер. Последние дни дорабатывала сотрудница АХО. Все коммуницировали через Telegram, инструменты управления, привычные для крупных компаний, еще не сформировались. Структура уже была, но я понимал, что ее можно улучшить, сделать эффективнее — и хорошо, что я это умел.

Первым делом я всех собрал и выяснил, кто чем занимается. Начал понемногу менять структуру в тех блоках, которые были подо мной. Делал это не потому, что выстроенная структура была плохой, просто за счет своего опыта понимал, что новая позволила бы KazanExpress расти в разы быстрее.

В общем, нанимались люди, писались руководства, внедрялись инструкции. Компания безумно быстро росла. В первую очередь из-за нашего принципа доставки за 1 день. Во-вторых, начал резко увеличиваться ассортимент, потому что о нас говорили и селлеры шли размещаться на нашу площадку. В-третьих, мы стали географически расширяться: открывали новые города, строили все больше пунктов выдачи заказов. А потом началась пандемия, и люди перешли в онлайн. 

В это время Дмитрий Еремеев, основатель группы компаний FIX, предложил нам проект: выдавать «Коробки добра» для пенсионеров и малоимущих, чтобы поддержать их во время эпидемии коронавируса. Мы подключились. Собрали деньги, сформировали наборы из гречки, масел, круп и подобного на нашем складе на Дубровке и начали развозить. Доставили 10 000 коробок! Потрясающе. Тогда нас впервые крупно заметили: приехал Метшин, нас показали в СМИ, начали звонить главы районов — просили, чтобы мы открыли пункты выдачи в их городах. Это был успех.

Когда ты стал первым заместителем Линара?

Линар любит коммерцию, любит генерить идеи, чтобы улучшать продажи, а такие блоки, как служба безопасности, развитие сети ПВЗ, HR, департамент строительства — они отнимают очень много времени. И Линар предложил мне взять эти сферы на себя, ведь я в отличие от него люблю все структурировать. И так как у меня появилась большая область контроля, я стал первым заместителем Линара. Это было ровно год назад — 1 апреля 2021.

Были ли за эти 2,5 года моменты, когда хотелось все бросить, потому что было слишком сложно? 

Я не такой человек: никогда не бросаю то, за что взялся, и всегда ищу выход из любой ситуации. Меня очень сложно вывести из равновесия, а если совсем беда — начинаю пить витамины группы B. Хотя, признаюсь, эти 2,5 года — жизнь в аду, в хорошем смысле. Много энтузиазма и много веры. 

Сейчас стартует новый этап — маркетплейс в Узбекистане. С чего все началось?

Осенью 2021 года к нам приехали узбекские бизнесмены и попросили показать им склад. Они решили строить в Ташкенте локальный маркетплейс. В декабре, когда мы только выдохнули после «11.11» и «Черной пятницы», после аварии и огромного «хвоста» из заказов, Линар попросил меня лично съездить в Узбекистан и поделиться своей экспертизой: началось строительство склада. Я отправился туда и объяснил, как делать фулфилмент и транспортную логистику, пригласил их к нам на стажировку. Потом, все взвесив, узбекские партнеры решили вовлечь команду KazanExpress в запуск этого проекта ­— и предложили мне должность CEO.

Почему решил согласиться? Ведь твоя новая должность означает, что нужно уйти из KazanExpress.

Я согласился не сразу — взял время, чтобы подумать. У меня же жена, дети. Помню решающий момент. Жена сказала: «Ну куда еще? Тебе же уже 40!». А я подумал и ответил: «Мне всего лишь 40». После того разговора я решил согласиться, и семья поддержала.

На какой стадии сейчас находится проект?

Практически нулевой. До этого склад уже начинали строить, но под поддонное хранение, — а нужны этажность и размещение под мелкоштучные товары. Поэтому сейчас мы всё переделываем.

Очень быстро набираем стартовую команду для запуска — она будет частично состоять из сотрудников KazanExpress. Фотостудия, ЦПТ, коммерция, HR, технический блок и так далее — уже 10 человек решились на переезд и отправятся со мной в Узбекистан. В целом, будут сотрудники и из России, и из Узбекистана.

Параллельно ведем работу с селлерами. 28 марта прошла первая презентация проекта, пришли более 300 человек — для первого раза большой успех. Это те люди, которые разбираются в онлайн-бизнесе и понимают, как устроена работа маркетплейса, то есть потенциальные селлеры. 

Почему ты считаешь, что проект будет успешен? 

В Узбекистане есть маркетплейсы — можно заказать хоть Ozon, хоть WildBerries, хоть AliExpress, но заказ придется ждать месяц, потому что товары идут либо из Китая, либо из России. Мы же предлагаем полную копию модели KazanExpress c доставкой заказов за один день — такой бизнес-модели в Узбекистане нет.

Сегодня твой последний день в KazanExpress, ты становишься CEO DayMarket. Какие чувства это у тебя вызывает?

Я уезжал со склада в пятницу на прошлой неделе. Все прощались, не зная, что я покидаю компанию. Конечно, это трепетный момент. Грустно уходить от людей, с которыми я бок о бок проработал прекрасные 2,5 года. Я сравниваю KazanExpress с ребенком, родителями которого стали Кевин с Линаром. Со мной этот ребенок закончил школу и университет с отличием и уже целый год показывает стране, какой он крутой. Благодаря нашей команде KazanExpress стал таким, какой он сейчас. Всем спасибо, еще увидимся.

Благодаря нашей команде KazanExpress стал таким, какой он сейчас. Всем спасибо, еще увидимся.

Если у вас есть ко мне вопросы — смело пишите в Telegram (@ilshatkhametov). Я всегда буду частью KazanExpress и готов к диалогу. 

Как за сутки до самой крупной распродажи у нас остановился склад
Ноябрь для нас — это две топовые распродажи, рабочий ажиотаж и нескончаемый рост количества заказов. А в этом году нас ждал еще один «сюрприз» — внезапная авария на подстанции.
Почему работать в KazanExpress — классно?
KazanExpress — это единственный в России маркетплейс с бесплатной доставкой товаров за один день. А еще это самый быстрорастущий e-commerce проект в Европе. Ежегодно мы увеличиваем прибыль на 800%, а...
Как мы подарили собачьему приюту 1,3 млн рублей, а собаки нам — бесконечную любовь
В нашем коллективе много любителей собак — есть и владельцы породистых псов, и хозяева дворняжек. Мы решили, что это неспроста: раз мы любим собак, значит, нужно сделать так, чтобы и...