Совсем скоро KazanExpress запустит новый проект в сфере электронной торговли — маркетплейс DayMarket (рабочее название, — прим. ред.). С апреля начинается формирование стартовой команды, привлечение партнеров, строительство склада и так далее, открытие запланировано на август. Учредители — узбекские предприниматели, кто именно — будет известно во время полномасштабного запуска.
Генеральным директором DayMarket стал Ильшат Хаметов, сегодня последний день работающий первым заместителем гендиректора KazanExpress Линара Хуснуллина. Мы поговорили с новым CEO о его пути в KE и узнали, как продвигается подготовка к открытию маркетплейса в Ташкенте.
Когда ты пришел в KazanExpress? Помнишь, как это было?
Конечно, помню. 2019 год. Я только что ушел из «Связного», в котором проработал 16 лет, — был одним из тех, кто практически строил компанию с нуля, и решил, что пора отдохнуть. Уехал с женой путешествовать по Европе. И тут мне звонит Наташа Куценко, HR-директор KazanExpress, и спрашивает, знаю ли я что-то про эту компанию.
Тогда KazanExpress еще не был популярен. Компании было меньше двух лет, открыто 22 пункта выдачи заказов в 18 городах, то есть примерно по одному в городе. Выдавали в сумме около 1 000‒1 500 заказов в день, ассортимент небогатый. Целевая категория — студенты и мамы, которые заказывают всякие безделушки.
Я видел, что у компании хорошая перспектива — быстрая доставка и премиальный сервис сделали бы со временем свое дело. Но, если честно, поначалу меня не сильно зацепило.
Почему ты тогда решил принять предложение?
Стало интересно. Я пришел на первое собеседование в технопарк имени Попова в Иннополисе. У KazanExpress в здании был маленький офис, и в нем сидели все. Так как отдельных кабинетов не было, мы с Наташей побеседовали в кафе внизу, в Cava. Следующая встреча была здесь же — уже с Линаром. Воскресенье, 13:00, в Иннополисе никого. Прошло 10 минут, 30, два часа. Я очень насторожился, что его нет — это же официально назначенное собеседование, причем на довольно высокую должность. Линар спустился только после 15:00 и следующие три часа рассказывал буквально обо всем. Показался мне немного сумасшедшим — так много энергии, прет и прет. Я ощущал диссонанс: директор крупной федеральной компании — и такой энтузиаст, идейный, пышущий. Рассказывает, как самолет купит, наймет 5000 сотрудников, построит самый большой склад…
Я был удивлен — и заинтересовался еще больше.
Параллельно мне предложили очень хорошее место в Москве: огромная компания в финансовом секторе, зарплата в три раза выше, буржуазная должность, на которой полагается ходить в пиджаке и с галстуком. Но мне не хотелось уезжать. Я в «Связном» уже прилично поездил: жил и в Хабаровске, и в Сибири, и на Дальнем Востоке, и на Юге. Когда приехал в Казань и старшая дочь пошла в 6 класс, это была ее пятая школа!
В общем, все взвесил и согласился работать в KazanExpress.
С чего ты начал? Был план или разбирался по ходу?
Когда я пришел, KazanExpress находился на стадии стартапа. Куча энергии, все занимались всем. Наташа Куценко была одновременно и рекрутером, и кадровиком, и за зарплату отвечала. Артем Кудряшов, сейчас директор департамента строительства, был начальником склада, директором строительства, директором эксплуатации, директором транспортной логистики — а ему было всего двадцать с небольшим. На полставки был устроен один бухгалтер. Последние дни дорабатывала сотрудница АХО. Все коммуницировали через Telegram, инструменты управления, привычные для крупных компаний, еще не сформировались. Структура уже была, но я понимал, что ее можно улучшить, сделать эффективнее — и хорошо, что я это умел.
Первым делом я всех собрал и выяснил, кто чем занимается. Начал понемногу менять структуру в тех блоках, которые были подо мной. Делал это не потому, что выстроенная структура была плохой, просто за счет своего опыта понимал, что новая позволила бы KazanExpress расти в разы быстрее.
В общем, нанимались люди, писались руководства, внедрялись инструкции. Компания безумно быстро росла. В первую очередь из-за нашего принципа доставки за 1 день. Во-вторых, начал резко увеличиваться ассортимент, потому что о нас говорили и селлеры шли размещаться на нашу площадку. В-третьих, мы стали географически расширяться: открывали новые города, строили все больше пунктов выдачи заказов. А потом началась пандемия, и люди перешли в онлайн.
В это время Дмитрий Еремеев, основатель группы компаний FIX, предложил нам проект: выдавать «Коробки добра» для пенсионеров и малоимущих, чтобы поддержать их во время эпидемии коронавируса. Мы подключились. Собрали деньги, сформировали наборы из гречки, масел, круп и подобного на нашем складе на Дубровке и начали развозить. Доставили 10 000 коробок! Потрясающе. Тогда нас впервые крупно заметили: приехал Метшин, нас показали в СМИ, начали звонить главы районов — просили, чтобы мы открыли пункты выдачи в их городах. Это был успех.
Когда ты стал первым заместителем Линара?
Линар любит коммерцию, любит генерить идеи, чтобы улучшать продажи, а такие блоки, как служба безопасности, развитие сети ПВЗ, HR, департамент строительства — они отнимают очень много времени. И Линар предложил мне взять эти сферы на себя, ведь я в отличие от него люблю все структурировать. И так как у меня появилась большая область контроля, я стал первым заместителем Линара. Это было ровно год назад — 1 апреля 2021.
Были ли за эти 2,5 года моменты, когда хотелось все бросить, потому что было слишком сложно?
Я не такой человек: никогда не бросаю то, за что взялся, и всегда ищу выход из любой ситуации. Меня очень сложно вывести из равновесия, а если совсем беда — начинаю пить витамины группы B. Хотя, признаюсь, эти 2,5 года — жизнь в аду, в хорошем смысле. Много энтузиазма и много веры.
Сейчас стартует новый этап — маркетплейс в Узбекистане. С чего все началось?
Осенью 2021 года к нам приехали узбекские бизнесмены и попросили показать им склад. Они решили строить в Ташкенте локальный маркетплейс. В декабре, когда мы только выдохнули после «11.11» и «Черной пятницы», после аварии и огромного «хвоста» из заказов, Линар попросил меня лично съездить в Узбекистан и поделиться своей экспертизой: началось строительство склада. Я отправился туда и объяснил, как делать фулфилмент и транспортную логистику, пригласил их к нам на стажировку. Потом, все взвесив, узбекские партнеры решили вовлечь команду KazanExpress в запуск этого проекта — и предложили мне должность CEO.
Почему решил согласиться? Ведь твоя новая должность означает, что нужно уйти из KazanExpress.
Я согласился не сразу — взял время, чтобы подумать. У меня же жена, дети. Помню решающий момент. Жена сказала: «Ну куда еще? Тебе же уже 40!». А я подумал и ответил: «Мне всего лишь 40». После того разговора я решил согласиться, и семья поддержала.
На какой стадии сейчас находится проект?
Практически нулевой. До этого склад уже начинали строить, но под поддонное хранение, — а нужны этажность и размещение под мелкоштучные товары. Поэтому сейчас мы всё переделываем.
Очень быстро набираем стартовую команду для запуска — она будет частично состоять из сотрудников KazanExpress. Фотостудия, ЦПТ, коммерция, HR, технический блок и так далее — уже 10 человек решились на переезд и отправятся со мной в Узбекистан. В целом, будут сотрудники и из России, и из Узбекистана.
Параллельно ведем работу с селлерами. 28 марта прошла первая презентация проекта, пришли более 300 человек — для первого раза большой успех. Это те люди, которые разбираются в онлайн-бизнесе и понимают, как устроена работа маркетплейса, то есть потенциальные селлеры.
Почему ты считаешь, что проект будет успешен?
В Узбекистане есть маркетплейсы — можно заказать хоть Ozon, хоть WildBerries, хоть AliExpress, но заказ придется ждать месяц, потому что товары идут либо из Китая, либо из России. Мы же предлагаем полную копию модели KazanExpress c доставкой заказов за один день — такой бизнес-модели в Узбекистане нет.
Сегодня твой последний день в KazanExpress, ты становишься CEO DayMarket. Какие чувства это у тебя вызывает?
Я уезжал со склада в пятницу на прошлой неделе. Все прощались, не зная, что я покидаю компанию. Конечно, это трепетный момент. Грустно уходить от людей, с которыми я бок о бок проработал прекрасные 2,5 года. Я сравниваю KazanExpress с ребенком, родителями которого стали Кевин с Линаром. Со мной этот ребенок закончил школу и университет с отличием и уже целый год показывает стране, какой он крутой. Благодаря нашей команде KazanExpress стал таким, какой он сейчас. Всем спасибо, еще увидимся.
Если у вас есть ко мне вопросы — смело пишите в Telegram (@ilshatkhametov). Я всегда буду частью KazanExpress и готов к диалогу.